Гр. дело № 2(1)а -1350/2022
УИД 56RS0007-01-2022-002456-77
Решение
Именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года г.Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи М.Н.Макуровой,
при секретаре Е.И.Башкевич,
с участием представителя административного истца помощника Бугурусланского межрайонного прокурора Ивановой Светланы Владимировны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, указывая на то, что Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг общедоступной сети «Интернет», в результате которого установлено, что в свободном доступе в сети Интернет по cсылкам:
размещена информация, содержащая пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики (символики).
Содержание «свастики» - знака в виде креста с загнутыми под прямым углом концами, который в фашистской Германии использовался как государственная эмблема, отличительный знак нацистской партии.
Слово «зига» в переводе с немецкого языка означает победу или выигрыш, а само действие является жестом приветствия Солнца, представляет собой выброшенную открытую ладонь правой руки вверх. Исторически считается, что подобное приветствие имеет свои истоки в Римской империи, где легионеры приветствовали друг друга подобным жестом. Позже жест использовался как приветствие в нацистской Германии.
Публичное оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой или религиозной розни, а также пропаганда исключительности, превосходства человека по признаку его национальной принадлежности согласно п.1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» относится к экстремистской деятельности.
За совершение преступлений экстремисткой направленности предусмотрена уголовная ответственность: статья 280 УК РФ - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; статья 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; статья 282.1 УК РФ - организация экстремистского сообщества; статья 282.2 УК РФ - организация деятельности экстремистской организации.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации также предусмотрена ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера: статья 20.3 - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, статья 20.29 - производство и распространение экстремистских материалов и 20.3.1 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, размещенные на указанных сайтах материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
Вход на сайты свободный, в том числе и для несовершеннолетних граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, лиц, скрывающихся от правосудия или имеющих судимости, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
Учитывая, что информация, содержащая пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики (символики), может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Просил признать информацию, размещенную на сайтах, расположенных по адресам:
информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Бугурусланского межрайонного прокурора Иванова С.В. уточненный административный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационной технологии и массовых коммуникаций в представленном письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, полагал возможным удовлетворить административный иск.
Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления; информационно-телекоммуникационная сеть технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (статья 2 Закона № 149-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации, запрещено.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» - запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Публичное оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой или религиозной розни, а также пропаганда исключительности, превосходства человека по признаку его национальной принадлежности согласно п.1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» относится к экстремистской деятельности.
Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За совершение преступлений экстремисткой направленности предусмотрена уголовная ответственность: статья 280 УК РФ - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; статья 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; статья 282.1 УК РФ - организация экстремистского сообщества; статья 282.2 УК РФ - организация деятельности экстремистской организации.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации также предусмотрена ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера: статья 20.3 - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, статья 20.29 - производство и распространение экстремистских материалов и 20.3.1 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, размещенные на указанных сайтах материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. №228 указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании установлено, что Бугурусланской межрайонной прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет» на наличие материалов, содержащих запрещенную информацию.
В ходе мониторинга обнаружены следующие Интернет-страницы:
на которых размещена информация, содержащая пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики (символики).
Вход на сайты свободный, в том числе и для несовершеннолетних граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, лиц, скрывающихся от правосудия или имеющих судимости, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества и других, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение – отсутствует, что может способствовать совершению правонарушений и преступлений.
Размещенная информация, содержащая пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики (символики), может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное выше, суд считает доводы Бугурусланского межрайонного прокурора подтвержденными, а административные исковые требования, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Судом установлен факт распространения на территории РФ запрещенной информации, размещенной в сети Интернет, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Поэтому требования административного истца о признании информации, размещенной в сети Интернет на указанных в административном иске сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суд находит основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 178–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайтах, расположенных по адресам :
информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в Управление Роскомнадзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для внесения указателей страниц сайтов в сети Интернет в «Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, однако подлежит немедленному исполнению.
Судья М.Н.Макурова
Текст мотивированного решения изготовлен 13 сентября 2022 года.